Покупатели элитного жилья уже не хотят платить за бренд


Покупатели элитного жилья уже не хотят платить за бренд

Сегмент элитного жилья на столичном рынке недвижимости принято считать самым консервативным. Хотя бы уже потому, что, по оценкам аналитиков, спрос на премиальные квартиры остается практически неизменным даже в самых сложных финансовых ситуациях, пишет urbanlook.ru. Однако, как отметил коммерческий директор компании Sminex Дмитрий Волков, даже классическим сюжетам в жилой недвижимости не чужды новшества. 

Как известно, самым первым и едва ли не главным признаком элитного жилья по сей день является район его расположения. Долгое время таковым считался исключительно исторический центр Москвы.  В конце 90-х в лексиконе столичных девелоперов даже появилось определение «Золотая миля». Поначалу к ней относили территорию, расположенную между улицей Остоженка и Пречистенской набережной. До революции в этом районе строились недорогие доходные дома да мануфактуры, в постперестроечное же время на месте пришедших к этому моменту в аварийное состояние зданий начали вырастать первые московские «элитки». В начале 2000-х выяснилось, что спрос на «жизнь в центре» в стиле luxury со стороны состоятельных горожан очень высок, «золотая миля» вышла за пределы Остоженки, и домами премиального класса точечно стали застраиваться Патриаршие пруды, Плющиха, Арбат и Замоскворечье. Однако затем на рынке элитного жилья наметился новый тренд. «Выбрав» практически все возможные площадки для строительства в центре Москвы, застройщики стали осваивать  запад столицы – районы Кутузовского проспекта, Воробьевых гор и Крылатского. Несмотря на первоначальный скепсис риелторов, новое предложение любителям премиального жилья пришлось по душе. Благоприятная экологическая обстановка – обилие лесопарковых зон, близость Москвы-реки на фоне почти полного отсутствия промышленных предприятий, для многих оказалась привлекательнее близости к Кремлю. 

Основным отличием элитного жилья постперестроечных времен от типовых советских многоэтажек чаще всего были лишь фасады, облицованные красным кирпичом. Но в начале 2000-х внешний облик элитного дома уже воспринимался не только как эстетический элемент, но и как вполне действенный «инструмент конкурентной борьбы». К этому времени клиенты, способные потратить на покупку жилья высокого класса  миллион долларов и больше, успели объездить, что называется, полмира и на собственном опыте убедились, насколько красивой может быть жизнь в доме, спроектированном в индивидуальном порядке. Реакцией «элитных» девелоперов на новые запросы своей целевой аудитории стало появление на карте столицы целого ряда жилых зданий, проекты которых были созданы известными российскими архитекторами – Ильей Уткиным, Сергеем Скуратовым, Михаилом Филипповым, Сергеем Ткаченко и другими. Примерно в это же время  в моду входит и брендирование объектов – жилые комплексы обретают не только адреса, но и имена – «Дворянское гнездо», «Римский дом», «Коперник» и т.д. Правда, в последние годы равнение на громкие имена – как собственные, так и архитектурные, стало терять свою актуальность. На заре формирования рынка элитное жилье рассматривалось покупателем, в первую очередь, как возможность продемонстрировать свой статус. Поэтому девелоперы пускали в  ход любые ухищрения: затейливую архитектуру, предметы искусства в интерьере, модные технологии.  Покупателя важно было убедить в том, что именно эти элементы соответствуют его недавно приобретенному статусу. Ведь на тот момент у него почти не было собственных, сформированных на опыте критериев выбора элитного жилья. Поэтому клиент принимал те правила игры, которые диктовал рынок и окружение, на которое он ориентировался. Как показывают опросы покупателей,  сегодня для рынка характерен более прагматичный взгляд на недвижимость. Клиенты все чаще хотят платить за качество, удобство и функциональность, оставляя приятные, но имеющие опосредованное отношение к жизни конкретного жителя преимущества объекта за скобками. Есть все основания полагать, что в этом направлении сегмент элитного жилья будет развиваться и дальше. Безусловно, на рынке останутся и консервативные покупатели, которые как покупали, так и будут покупать всевозможные «дворянские усадьбы» и «барские поместья», но эта тенденция будет снижаться. 

Главными инфраструктурными «фишками» элитного жилья 90-х – подземной парковкой и огороженной придомовой территорией, сегодня никого не удивишь. Более того, эти опции уже давно стали признаком «must have» для домов не только элитного, но и бизнес-класса. В разряд привычно-обязательных перешло и эксклюзивное оформление МОПов – входных групп, холлов, лестничных площадок, для создания которых девелоперы приглашают именитых дизайнеров. 

Судя по результатам опросов, которые компания Sminex проводила среди покупателей жилья премиального класса, сегодня их гораздо больше интересуют вопросы содержания не столько внешнего, сколько внутреннего: есть ли в доме центральное кондиционирование, как работает система пожарной безопасности, обеспечен ли дом автономными источниками питания, кто будет охранять покой жителей и т.п. Представление об эксклюзивности ощутимо изменилось. Сегодня клиент оценивает предложения более рационально и готов отбросить внешнюю мишуру, которая лично для него ценности не имеет. Он четко осознает свою собственную индивидуальность, и рынок вынужден под нее подстраиваться. Разумеется, это не означает, что статус потерял свою значимость – скорее, он из ключевого критерия выбора стал условием «по умолчанию» для рынка элитной недвижимости. «Хорошо, этот дом соответствует моему статусу, но что он дает лично мне?» – теперь вопросы и запросы покупателей формулируются в таком контексте. 

Вместе с тем, уходит в прошлое и обязательный в среде элитных покупателей еще 5-10 лет назад «дизайнерский ремонт». Как показывает практика, все больше девелоперов сейчас предлагают квартиры с качественной отделкой, и все больше покупателей жилья премиум-класса соглашаются на такой вариант, объясняя свое решение нежеланием включаться в затяжной ремонт и возможностью не откладывать переезд в долгий ящик. 

Рациональные причины просматриваются и в нынешнем вполне спокойном отношении клиентов к «многоквартирности» элитных жилых комплексов. Мода на клубные дома на 8-20 квартир, популярные 10-15 лет назад, постепенно уходит. Покупатель, умеющий распоряжаться деньгами, сегодня понимает: чем больше в доме собственников, тем меньше каждому из них придется тратиться на содержание дома и его инфраструктуры, объясняют «элитные» девелоперы.