Как активизировать применение инноваций в строительстве?
Об этом ведущие российские эксперты говорили во время панельной дискуссии «Использование новых материалов в градостроительстве и урбанистике и пути их решения», которая состоялась в рамках V конгресса предприятий наноиндустрии 1 декабря 2017 года, сообщает green-city.su. Модератором мероприятия выступил исполнительный директор Национального агентства устойчивого развития Александр Андрианов.
Использование инновационных материалов и технологий давно признано ведущими экспертами важнейшим инструментом для перехода человечества на новый этап развития – к зелёной – экоустойчивой – экономике, которая позволяет многократно увеличить эффективность всех процессов, повысить качество искусственной среды и одновременно снизить глобальные экологические риски.
При этом внедрение инноваций, отметил г-н Андрианов в своем вступительном слове, играет особую роль непосредственно в архитектурно-строительной отрасли, т.к. именно она отвечает за создание урбанизированных территорий, являющихся основой повышения комфорта и роста качества жизни населения и одновременно – источником постоянно усиливающейся антропогенной нагрузки и снижения качества природной среды.Учитывая насущную необходимость модернизации отрасли, дискуссия была посвящена обсуждению основных барьеров для внедрения инноваций и выявлению основных путей для их преодоления.
Руководитель ассоциации «Национальный центр зелёного строительства» Руслан Акиев в своей презентации рассказал, что в официально государство декларирует стремление к переводу индустрии строительных материалов и технологий на инновационные рельсы. К настоящему моменту в России разработаны и введены в действие несколько соответствующих стратегических документов, среди которых – Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, которая была утверждена в мае уходящего года.
В этих документах прописаны и задачи по импортозамещению инновационной продукции, и увеличение количества российских предприятий, производящих инновационнонные материалы, и разработка новых, и актуализация старых национальных стандартов, и ряд других важных мер. Однако главным тормозом процесса внедрения инноваций, по общему мнению присутствующих экспертов, является то, что государство сегодня делает акцент на стимулировании предложения, то есть поддерживает в первую очередь создание новых предприятий, и при этом практически не занимается стимулированием спроса на эту продукцию.
При этом проблема со спросом еще больше усугубляется в России существующей дешевизной энергоресурсов, а соответственно – отсутствием экономически мотивированного спроса со стороны потребителя, а также крайне низкой информированностью населения о тех значимых преимуществах, которые несут для комфорта, здоровья и окружающей среды новые технологии.
Кроме того, отметила в своем выступлении главный редактор ведущего в России медиа-ресурса по эко-строительству «Зелёный город» Светлана Дувинг, внедрению инноваций также не способствует низкая маркетинговая грамотность непосредственных участников рынка – и поставщиков, и проектировщиков, и девелоперов, которые, как правило, не умеют и даже не пытаются освоить и применять современные методы донесения преимуществ своих решений до реальных и потенциальных клиентов.
«Проблема с маркетингом инновационных технологий заключается еще и в том, – прокомментировала во время сессии Светлана Дувинг, – что, как правило, речь идет о сложных технологиях, рассказать про которые просто и понятно очень нелегко. С другой стороны, мы все сегодня живем в период информационного бума, когда каждый из нас очень сильно фильтрует контент, который он получает и осмысляет. Поэтому формулирование качественного рекламного послания и эффективное донесение через современные каналы коммуникации сегодня становится особым искусством, которое необходимо поручать квалифицированным специалистам, чего сегодня, как правило, не происходит. И это обидно, так как мы работаем с профессиональной аудиторией, которая активно интересуется инновациями, то есть такие люди у нас в стране есть, и их не мало. Однако в большинстве случаев они просто не знают, что это за инновации и где их взять».
В итоге все участники сессии сошлись на том, что для активизации внедрения инновационных технологий необходимо внедрение специальных государственных программ поддержки, стимулирующих спрос со стороны конечного потребителя, и в первую очередь – масштабных образовательных и просветительских проектов, которые направлены на повышение информированности всех участников рынка, и в первую очередь – архитекторов, проектировщиков, девелоперов, и, разумеется, конечных потребителей о преимуществах использования инноваций, а также внедрение ряда финансовых стимулов поддержки пионеров применения инновационных решений и технологий.
Руководитель НП «Совет по зелёному строительству» Александр Ремизов как практикующий архитектор предложил инициировать подготовку альбомов типовых технических решений с использованием нанотехнологий, включить критерии оценки жизненного цикла объекта строительства как обязательный в Федеральный закон N 44-ФЗ и в Постановление Правительства РФ N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, а также внести изменения в главы 30, 32 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение от уплаты налога на имущество сроком на 3 года.
Это, без сомнения, важные и нужные меры, но, разумеется, их одних для активизации внедрения строительных инноваций, учитывая озвученную в рамках заседания консервативность строительной отрасли, совершенно недостаточно. Для выработки пакета подобных мер участникам отрасли имеет смысл объединиться, а параллельно более активно использовать те очевидные маркетинговые преимущества новых технологий, которые выгодно выделяют проект из общей массы и гарантируют поток новых клиентов в случае обеспечения правильной рекламной подачи подобных решений.