BATIMAT RUSSIA 2018: практичность об руку с красотой


BATIMAT RUSSIA 2018: практичность об руку с красотой

Международная выставка BATIMAT RUSSIA 2018 собрала почти тысячу компаний. Интерьерный раздел здесь всегда был ярче, чем другие. Таковым он остался и в этом году. Но одновременно выставка развернулась лицом к строительной тематике, пишет hancb.ru.

Впервые были организованы байерские туры (экскурсии) по выставке для строителей, проектировщиков, архитекторов. Анонсировались они заранее, и люди могли выбрать удобное для себя время. Гидами выступили специалисты в области стройматериалов. Они рассказывали, что экскурсанты – хорошо информированные профессионалы – о некоторых новинках стройиндустрии даже не слышали.

В первый раз на площадке «Батимат» проводились также мероприятия в рамках Worldskills (молодые профессионалы). Члены национальной сборной по компетенциям «Кирпичная кладка» и «Облицовка плиткой» практиковались в мастерстве, выполняя задания мирового уровня. В рамках Worldskills состоялся и первый отраслевой чемпионат среди монтажников санитарно-технических. Здесь отбирали кандидатов в тренеры национальной сборной России по компетенции «Сантехника и отопление».

Приехала школа каменщиков компании «Винербергер» (Владимирская область). Любой посетитель выставки мог пройти курс кладки кирпича. Как сказал ведущий школы, желающих (не строителей) освоить кирпичную кладку сегодня достаточно, даже дамы иногда приходят.

Кирпич в качестве дебютанта

В сравнение с прошлыми годами и строительный раздел выставки стал разнообразнее. В экспозициях было представлено немало классических стройматериалов, чего последние пару лет не наблюдалось. Был даже керамический кирпич! Он присутствовал на «Батимате» впервые, сказали в Ассоциации производителей керамических материалов.

Новомосковский завод продемонстрировал новинку этого года – кирпич самого модного, стального, цвета. «Славянский кирпич» (Краснодарский край) приехал в поисках частных заказчиков. Завод дальновидно привез только те изделия, которые в Московском регионе мало кто выпускает или не делает совсем.

В выставке приняли участие ассоциация «Стеклосоюз», ГлавСтеклоСтрой, которые решили расширить поиск деловых партнеров. Менеджер Российской стекольной компании Дмитрий Василисин показал стеклопакеты, которые летом защищают помещение от жары, а зимой – от холода.

Появились на выставке производители алюминиевых изделий – здесь был стенд Алюминиевой ассоциации. Фабрика алюминиевого профиля (Обнинск) к проспекту о своей продукции даже заботливо приложила… каталог видов брака на алюминии, дабы уберечь своих клиентов от ошибок выбора.

Компания Cersanit: отличная продукция на «Лучшем Стенде»

Компания Cersanit – уже традиционный участник выставки. В этом году Cersanit стал обладателем почетного звания «Лучший Стенд-2018». 

За 15 лет своего присутствия на российском рынке Cersanit зарекомендовал себя как эксперт, предлагающий функциональные решения во всем, что касается обустройства помещений. 

На стенде компании были представлены новинки двух марок: премиальные коллекции Mei с лаконичным дизайном и новые комплексные предложения от знакомого широкому кругу покупателей бренда Cersanit. Каждая из коллекций создана под руководством опытных дизайнеров, вдохновленных натуральными природными текстурами, которые сочетаются с  актуальной классикой – оригинальными орнаментами и узорами.

Юрий Ковтун, генеральный директор Cersanit в России: «Мы следим за новшествами в дизайне и стараемся соответствовать трендам. Однако приоритетом нашей работы является не только красота и эстетическая актуальность нашей продукции, но и ее качество. В ближайшие два года мы планируем модернизацию производства, обновление всех мощностей. Процесс будет происходить постепенно, что позволит сохранить интенсивный темп работы наших предприятий и устойчивую, лояльную ценовую политику бренда».

Удастся ли «Сколкову» победить гололедицу

Как и прежде, в строительном разделе были представлены разнообразные инвестиционные проекты. Больше всего их оказалось на стенде фонда «Сколково».

Компания «CleanRoad» (резидент «Сколково») представила проект «Новое качество городской среды», задача которого – уменьшить негативное воздействие снега, дождя, гололедицы и других атмосферных явлений на жизнь горожан. Как сказал директор компании Антон Гочачко, такие попытки делались и раньше. Но изредка применявшиеся системы подогрева тротуаров (жидкостные или электрические) не получили широкого применения – затраты большие, а КПД не выше 10%.

Главная разработка «CleanRoad» – тротуарные и дорожные покрытия со встраиваемым нагревательным элементом. Выглядит это примерно так: сквозь пазы у поверхности плитки протягивается нагревательный кабель, который автоматически активируется при снегопаде. КПД конструкции достигает 97 %. То есть плавить снег оказывается на порядок выгоднее существующих способов снегоочистки. Но тут же возникла новая задача: куда девать талую воду? Ее образуется много, а в России отсутствует налаженная система круглогодичного водоотведения. Поэтому пришлось сконструировать специальные незамерзающие ливнестоки. Кроме того, подогрев грунта, дополнительное его увлажнение позволили содержать газоны в лучшем состоянии и расширили возможности ландшафтной архитектуры. Вот так вместо одной задачи были решены сразу три. Пилотные проекты «CleanRoad» уже внедрены в двух городах Финляндии. У нас желающих пока не нашлось.

Но наиболее заметно в строительном разделе выглядела экспозиция Турции – просторная, в центре павильона. Как рассказали турецкие менеджеры, государство компенсирует компаниям половину затрат на участие в зарубежных выставках. Для этого достаточно предоставить платежные документы. Потому-то их так много и приехало в «Крокус Экспо». Наши компании им завидуют.

Турецкие экспонаты впечатляли своим разнообразием. Огнестойкие двери, станки для обработки алюминиевого профиля (российских станков на выставке не было) и т.д.  Компания «Мурат Хаффер» привезла автоматические центры для оборудования по производству алюминиевых и ПВХ конструкций. В своей сфере «Мурат Хаффер» – лидер. Но оборудование собирается из готовых комплектующих. Закупаются они на Западе. Говорят, это экономичнее, чем все делать самим. Вопрос: а что нам мешает организовать такую сборку у себя?

Как завлечь проектировщиков?

Тем не менее при всем разнообразии строительного раздела осталось впечатление, как бы деликатнее сказать, что экспонаты были собраны по принципу «с мира по нитке». Но строительных выставок много, и вернисажи «обо всем» вниманием у специалистов особо не пользуются.

Что нужно целевой аудитории – строителям и проектировщикам – лучше всего спросить у них. А для этого производители материалов должны с ними общаться.

Таким встречам очень помогают «байерские туры», о которых написано выше. Но их недостаточно.

«Батимат» – выставка федерального масштаба, и без региональных посетителей ее трудно считать успешной. Посетителей здесь всегда очень много, они исчисляются десятками тысяч. Но кто они и откуда?

Свежей статистики, понятно, еще нет. В прошлые годы люди приезжали в основном из Москвы и близлежащих областей. Почти половина – представители торговли. Число строителей колеблется около 10%. А проектировщики – те, от кого зависит продвижение современных стройматериалов в жизнь, – вообще редко превышают 2% общего числа гостей. Вряд ли нынешняя статистика существенно отличается от прошлогодних.

По мнению Альберта Попова, директора Ассоциации производителей керамических материалов, необходимы целевые поездки на выставку застройщиков из регионов. Нужна заранее продуманная программа встреч на стендах с теми производителями стройматериалов, которые предлагают инновационные решения и готовы рассказывать о них.

Это также увеличит состав участников и сделает работу на стендах еще более интересной.

И не надо ждать, пока застройщики и проектировщики из регионов надумают прийти в павильоны – судя по сегодняшнему опыту, соберутся они нескоро. Дирекция выставки, говорит Альберт Попов, могла бы сама организовать посещение экспозиций. Администрации зарубежных выставок, например, активно практикуют поездки целевой аудитории из разных городов и даже стран. В итоге это увеличивает прибыль организаторов.

А плитку повезем в Америку

Зал керамической плитки на «Батимате» всегда бывает полон. По оценке дирекции выставки, в этом году число посетителей удвоилось. И, похоже, основная их масса устремилась к плитке. Благо хозяева стендов разрешали гостям ходить по своей территории.

Компании каждый год привозят на выставку новые коллекции. Не делать этого они не могут – выпадут с рынка. Первые шесть месяцев анализируют итоги выставки, проводят ревизию коллекций. А потом начинают подготовку следующих.

Отечественная плитка красивая. Но когда смотришь на нее, создается впечатление, что дизайнеры в разных регионах страны брали за основу один и тот же образец. Рисунки неуловимо чем-то похожи.

– Придумать ничего принципиально нового уже невозможно, – философски заметил менеджер на одном из стендов.

Опровержение его словам нашлось в экспозиции компании «Нефрит» (Санкт-Петербург»). Это одна из немногих компаний, которая может позволить себе привезти на выставку прошлые коллекции, поскольку интерес к ним не падает. Плитка прошлогодних коллекций была оформлена на основе рисунков чайных сервизов Императорского двора  начала XIX века. Коллекцию этого года для «Нефрита» подготовил известный московский дизайнер Дима Логинов. Такое утонченное оформление изделий требует и времени, и затрат. Но, по словам менеджера Алии Хабибулиной, это не приводит к их удорожанию.

Оригинальную плитку можно было увидеть на стенде «KERAMA MARAZZI» (Орловская область). Сюда и попасть с первого раза не удалось – столько там было посетителей. В этом году компания выпустила новую коллекцию «Мечты о Париже» – по мотивам архитектуры парижских районов.

Тенденции в мире керамики стремительно меняется. В прошлом году в моде была крупная плитка, нынче – мелкая, типа «кабанчик». Менеджер «KERAMA MARAZZI» Александр Цюпа показал продолговатые, слегла выпуклые изделия.

– Производители следуют за желанием покупателей, – сказали на стенде Волгоградского керамического завода. – Люди захотели плитку пастельных тонов, и все тут же бросились ее выпускать. Массовый вкус не бывает изысканным. Воспитывать его – себе дороже.

Тем не менее на Волгоградском заводе такие попытки предпринимают. Подготовили в этом году коллекцию для кухни с рисунком, отличающимся от других. Красно-белый фон с видом итальянской кофейни. Интересовались ею многие, но будут ли покупать?

Все заводы по производству керамической плитки, которые установили современное оборудование, успешно работают. Но они стали упираться в потолок внутреннего спроса. Многие годами продавали продукцию в страны СНГ, к примеру, в Казахстан. «А теперь там появился конкурент – узбекская плитка», – говорят представители заводов.

Выход для российских производителей один – экспорт в дальнее зарубежье. В Европе придется конкурировать с лидерами той отрасли – Испанией, Италией. В Азии, видимо, тоже тесно. В поисках новых рынков на «Батимат» впервые привезли плитку из Таиланда! Так что одна наша компания ведет переговоры о поставках в Южную Америку…

…И дверь, надежная как сейф

Дверная экспозиция – неотъемлемая часть «Батимата». В позапрошлом году она занимала зал, в прошлом году ползала, а теперь соседствовала с другими стендами. Дверные компании бедствуют?

Да нет. По данным информационно-аналитического агентства «Дверное дело», производство металлических дверей выросло на 5-7%. Открыта очень крупная фабрика «Ферони» в Йошкар-Оле.

На рынке межкомнатных дверей наблюдается стагнация. Однако при этом  некоторые производители дешевых дверей и дверей премиум-класса говорят, что у них растет производство. Кроме того, увеличиваются объемы продаж для комплектации строительных объектов.

Дверные компании, как и производители керамической плитки, ежегодно привозят на выставку новые коллекции.

«Двериточка.ру» (Люберцы) показали пять новых моделей, все – эконом-сегмента. «Люди просят подешевле», – сказала менеджер Людмила Горошина.

«Океан» (Ульяновск) входит в десятку крупнейших российских производителей. У него три новые модели. Одна из дверей выполнена по итальянским мотива, одна даже редкого, зеленого цвета. По словам представителей «Океана», прирост объемов производства в прошлом году достиг 20%.

Компания «Двери для жизни» (Людиново) использовала для покрытия своих изделий эмалевую краску. Такие двери идеально подходят для ванной. Эта же компания привезла молодежную линейку, двери классического графитового цвета. Говорят, их выбирают для квартир-студий.

Изготовители металлических дверей продолжаю работать над их безопасностью.

«Цитадель» (Кострома) и «Аргус» (Йошкар-Ола) привезли двери-сейфы. Название говорит само за себя. У «Аргуса» толщина двери 90 мм, у «Цитадели» – 136 мм. «Ее и ломом не откроешь, есть противоломный механизм», – пояснила представитель компании Наталья Кораблева. По-моему, с такой мощной дверью и хозяевам, по крайней мере, хозяйке квартиры будет управляться непросто.

Завод «Витязь» освоил выпуск металлических дверей с электронным замком. Но покупателю она «влетит в копеечку». На заводе назвали оптовую цену – от 60 тыс. рублей.

Так что с дверным рынком все в порядке. Просто часть компаний поехала на другую строительную выставку «Мосбилд», которая проходит в то же время. «Да мы бы в обеих выставках участвовали, но не разорваться же», – сказали в одной компании.

И в 2016, и в 2017 годах наше издание писало о том, как неудобно для потенциальных участников и гостей, когда две аналогичные выставки проходят одновременно. И вот принято решение: в 2019 году «Батимат» состоится на три недели раньше – с 12 по 15 марта. Как всегда в «Крокус Экспо».

Елена Бабак