Стеклянные шедевры. Новосибирск застраивают прозрачными зданиями




Новосибирск застраивают зданиями из стекла. Необычные формы настолько выделяют дома из общей массы, что скоро столицу Сибири смогут называть городом фантастической архитектуры. Исследование современной архитектуры Новосибирска подготовил портал SmartNews.ru.

В конце нулевых в Новосибирске появилось странное здание. Полностью стеклянное, в форме шара, его построили прямо в центре города. Его необычность сразу привлекла горожан, чем не замедлили воспользоваться местные кафе, разместившиеся в «шарике». Спустя несколько лет архитектурные шедевры бионической формы стали буквально вырастать на каждом освободившемся куске земли.

В сибирской столице, которую часто называют серой и скучной, стеклянные здания действительно производят фурор. Это неудивительно — несмотря на открытость города к архитектурным экспериментам, удачных из них не так уж и много. Показать приезжим можно разве что несколько еще сохранившихся домов начала XX века, пару-тройку действительно привлекательных зданий, построенных в стиле конструктивизма, да примеры сталинской архитектуры. В эпоху же точечной застройки Новосибирск был отдан на растерзание коммерческой выгоде, и о его внешнем облике и гармоничности зданий вообще как-то забыли.

Без преувеличения, идеи Дениса Герасимова и Алексея Кашина — учредителя и главного конструктора компании, застроившей Новосибирск удивительными зданиями, здорово разнообразили облик города. Их проекты — «Шарик», «Кокон», «Бутон», — реализованные прямо в центре Новосибирска, не позволяют равнодушно пройти мимо. Взгляд отдыхает на плавных «природных» формах этих объектов, хотя специалисты некоторые из экспериментов осуждают.

Экспертное мнение
Игорь Поповский
новосибирский архитектор, завкафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА
:

«Эти проекты похожи на некие органические объекты. Если брать, например, «Бутон», то он является как будто паразитом на том здании, к которому пристроен. Отношение к этим работам в городе неоднозначное, многие от них в восторге. Но идет мощная критика от некоторых экспертов. Они считают, что такие подходы к строительству подменяют суть архитектуры. Но очевидно, что эти проекты — технологический прорыв. Хотелось бы, чтобы эта архитектура стала включать в себя, помимо уникальных технических решений, еще и философский подтекст. А конфликт с традиционной культурой здесь неизбежен. Хотя Новосибирск — более открытая площадка для экспериментов, чем многие другие города, тот же Томск. Здесь можно экспериментировать не только с формой зданий, но с технологиями энергопотребления, экологическими проектами».

По мнению Поповского, деятельность Герасимова и Кашина с их командой — это пока что уникальное явление для Новосибирска. Они рискнули не только экономически, но и не побоялись бурного и далеко не однозначного обсуждения своих проектов. Им уже удалось сделать большое дело — они запустили своего рода соревнование в городе, пробудили смелость в других архитекторах и возбудили интерес горожан к необычной архитектуре.

Алексей Кашин, директор и главный конструктор «Гласстоун»:

«Облик города очень сильно меняется, стремительно развиваются технологии. Я думаю, что через 5-10 лет кирпич вообще будет не нужен. Хотя, опять же, людям нужно разное. Как в сказке про трех поросят — кто-то чувствует себя свободно, ему хочется больших стеклянных пространств, чтобы его все видели и он всех видел, а кто-то ощущает незащищенность, ему нужны толстые стены с маленькими бойницами. Но я думаю, что общая тенденция видна: все двигаются к более открытому общению, жизни и, соответственно, к более открытым жилищам. Мы начинаем чувствовать себя более свободно, отсюда и появление новых форм зданий. В Новосибирске люди увидели, что такие технологии возможны, захотели это сделать. Некоторые проекты, которые нам заказывают, потом продолжаются другими. Одна и та же фирма сначала заказывает один проект, им это нравится, и они приходят снова. Есть тенденция к тому, что это будет развиваться. По крайней мере, у нас количество заказов увеличивается».


Технические особенности стеклянных зданий поражают так же, как и их формы. Практически во всех проектах, реализованных «Гласстоун» в Новосибирске, использованы стеклопакеты, каждый из которых уникален. Например, к концу года завершится строительство здания-«гусеницы» для биотехнопарка. Его стеклянная оболочка исполнена из 4 тыс. стеклопакетов, причем каждый стеклопакет обладает неповторимой геометрией.

Алексей Кашин, директор и главный конструктор «Гласстоун»:

«Такие формы, которые сейчас нельзя сделать, будут очень скоро доступны. Технология улучшается с каждым годом в разы. По сути, единственные ограничения, которые тут могут быть, — это границы нашего воображения. Кстати, сама идея таких стекол существует уже очень давно. Те же восточные стеклодувы могли ведь придать материалу любую форму. Просто сейчас появились технические новшества, которые позволяются всё это широко применять в строительстве. Возможно вообще всё, но есть еще и целесообразность этого. Например, когда мы придумывали «Бутон», у нас была идея сделать его из гнутого стекла, чтобы он был как бы зализанный. Потом мы его порисовали и поняли, что делая так, как в итоге получилось, мы получим нужный плавный переход и использовать гнутое стекло смысла нет. Это было бы удорожание и усложнение проекта. Там и так одинаковых стеклопакетов нет, так еще бы и стекла делали несколько лет. А визуально здание не выиграло бы. Поэтому даже в любых смелых идеях всегда нужно помнить о целесообразности».

А вот когда создавали офисное здание «Кокон», стекла, изогнутые в двух плоскостях, понадобились. Однако в России компанию, которая смогла бы это реализовать, было не найти, этого просто никто не делал. Обратились к изготовителям автомобильных стекол. Они захотели поучаствовать в проекте, и с их помощью идею удалось воплотить.

Интересны и металлоконструкции, используемые для прозрачных зданий, которые представляют собой пространственные фермы.

Алексей Кашин, директор и главный конструктор «Гласстоун»:

«Эти фермы позволяют строить очень большие пролеты, до 100 м. Этого не сделаешь балками, например. Можно построить конструкцию любой формы, с любым изгибом. Узлы этих ферм — специальные шары, как суставы. Это и создает возможность выполнить любую форму. Есть специальный станок, который позволяет сделать какую угодно конфигурацию этого шара и, соответственно, конструкцию можно загнуть под любым углом».


Само собой, необычность конструкции этих зданий влияет не только на форму. Стеклянное помещение создает ряд особенностей в его эксплуатации. Например, важно использовать особую систему кондиционирования в здании, иначе летом оно просто превращалось бы в парник, а зимой — в морозилку. Как с бутылкой: если ее поставить на солнце, она быстро нагреется, а на морозе, наоборот, резко станет ледяной. Эта проблема решена за счет специального покрытия на стеклах и грамотной системы вентиляции.

Владимир Новиков, главный энергетик компании «Рента-С»:

«Стекло — менее инертный материал, чем, например, кирпич. Соответственно, на здание больше влияют температурные изменения. Но, в целом, эксплуатация таких зданий не сильно отличается от обычных. Просто требуется очень хорошая система вентиляции и кондиционирования. Правда, при резких перепадах температур в таком здании может какое-то время держаться некомфортная температура, но это связано не только с конструкцией, но еще и с состоянием теплосетей».

Несмотря на необычность проектов и массу критики, в целом городское сообщество позитивно восприняло стеклянные шедевры. Их фотографируют прохожие, выбирают для своих офисов крупные компании и признают специалисты российского и международного уровней. Например, «Кокон» взял Гран-при в конкурсе архитектурного фестиваля «Золотая капитель» в 2011 году, а про «Бутон» написал авторитетный американский журнал Structure.

Кроме того, «Шарик» уже давно полюбился горожанам. Сейчас его даже печатают на сувенирах с городской символикой. А это значит, что Новосибирск принял необычные бионические проекты и готов к новым экспериментам.

Александр Ложкин, новосибирский архитектор:

«Стеклянные здания, о которых иногда говорят, что они «паразитируют» на старых постройках, оживляют традиционную архитектуру, позволяют по-новому ее обыграть. Время идет, и меняются стили архитектуры. Вопрос только в качестве проектов. В данном случае никаких проблем нет, потому что здесь работали уникальные конструкторы!»

Ксения Винограденко, студентка архитектурно-строительного факультета НГАСУ:

«Человек, который придумал конструкции типа «шара» Р.Б. Фуллер — исключительный человек. Я имею в виду именно родоначальника вида архитектуры, от которой пошли плясать современные здания типа шара. С конструктивной точки зрения полно сайтов, где описано, как и каким методом всё это делается, причем технология разная у всех этих зданий, в «Бутоне» параметрия, например. А с ассоциативной и логической — проекты совершенно неуместны в контексте застройки улиц и не только не поддерживают заданную стилистику окружения, но и попросту портят весь ансамбль. Собственно, в Новосибирске совершенно не считаются с таким термином, как целостность архитектурного ансамбля местности, точечная застройка, превалирование денежной выгоды над эстетическими задачами развращает всю красоту городской застройки. Лично мне нравится здание «Тюльпана» — оно достойно решено конструктивно (со стороны) и, в целом, интересно, но то, где его построили — около нареченного Центра Сибири и по главной улице города, — чудовищная ошибка. Архитектура не имеет права существовать без контекста, иначе это конфронтация человеческой эстетики».

Анастасия Захарова, журналист:

«Как бы ни ругали все эти здания, мне кажется, что не все они и не так однозначно плохи. К «Шарику» я давно привыкла, он хорошо вписывается в то место, где стоит и никому не мешает. «Кокон» на Октябрьской, по-моему, вообще очень крутой, там у наших коллег офис, и то, как здание построено, позволяет сделать креативное пространство, плюс вид из-за стеклянных стен просто потрясающий, тем, у кого офисы в «Коконе», по-моему, жутко повезло, я бы тоже там хотела работать)) ну и среди офисных зданий в центре он самый интересный, наверное, да и с точки зрения внешнего вида не раздражает, вписывается в этот квартал, по-моему. А вот «Бутон» мне кажется страшненьким, и вообще непонятно, почему он к этому зданию рядом пристроен, они вообще очень разные».


Фото: Илья Кудинов, SmartNews.