Цвет на фасаде: одно неловкое движение – и ты безвкусный архитектор или почему архитекторы заскучали по 50 оттенкам серого


В последнее десятилетие наши архитекторы не на шутку увлеклись цветом. Чего только не увидишь на фасадах современной жилой застройки: ветку сакуры, абрис города, «урожай» лимонов, картину авангардного художника, а иногда и просто невообразимое разноцветье – смесь зеленого, желтого, красного, оранжевого. Архитекторы, не скупясь, буквально ведрами, «плещут» краску на стены проектируемых зданий. Чем больше кричит фасад, тем лучше.

«Строительство.RU» попыталось разобраться, откуда такое безудержное увлечение цветом? Насколько оно оправданно в современной архитектуре? И не перебарщиваем ли мы с этим крайне эффектным средством выражения? 

Цвет на фасаде: одно неловкое движение – и ты безвкусный архитектор. Или почему архитекторы заскучали по 50 оттенкам серого

Пестрота – от бедности? 

Казалось бы, ну что тут страшного? Веселенькие фасады, выкрашенные в палитру зеленой лужайки и радуги. 

На самом деле, цвет – очень опасный инструмент, в один голос твердят архитекторы. Он может как «сделать» так и «убить» любую архитектуру. А кроме всего прочего, еще и нанести человеку «визуальную травму». Давно признанная наука видеоэкология утверждает, что настроение и поведение человека во многом зависит от того, что – и какого цвета – его в данный момент окружает. 

– В 60-е годы было много дискуссий на тему цвета в архитектуре, – рассказывает архитектурный критик, партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин. – Так вот, одни считали, что цвет – это в условиях массовой и недорогой застройки единственный способ сделать фасад интереснее. Но в этом случае нужно думать о профессиональных приемах в этом направлении. 

Другие, сторонники европейской школы, настаивали на интеллигентно-нейтральных цветах – серых, охристых, салатовых, голубых, – считая, что пестрота – это признак дешевого жилья. Аляповатый цветной фасад – это то, что, по их мнению, уже соответствующим образом маркирует квартал как жилье экономкласса. То есть пестрота – она от бедности, считали «европейцы». 

Любопытно, что тогда, в советскую пору, победила вторая – интеллигентная – точка зрения. Последствия, увы, были неожиданными. Мы получили другую крайность: одинаково серые районы и кварталы, похожие друг на друга, как близнецы-братья. Не зря герои культового фильма «Ирония судьбы, или с Легким паром» их путают.

Собственно, предмет диалога до сих пор актуален.

Вряд ли поспоришь с тем, что кричаще-яркие решения, действительно, наиболее распространены в дешевых панельных районах. 

Неужели цвет и вправду годится только на то, чтобы хоть как-то «приподнять» плохую архитектуру, да еще и выполненную из дешевых материалов?

Или цветовое разнообразие – это все-таки требование нашего стремительного времени? Следствие клипового сознания современного человека? Желания ухватить информацию – и архитектурную, в том числе, – в ярко упакованном, эффектном виде?

Цвет на фасаде: одно неловкое движение – и ты безвкусный архитектор. Или почему архитекторы заскучали по 50 оттенкам серого

Просто серую панельную коробку сегодня продать не удастся 

Застройщики не очень-то прислушиваются к спорам архитектурных критиков. Они вмиг раскусили: цветные дома лучше раскупаются. И, уразумев эту истину, приступили к реализации грандиозного плана по застраиванию российских городов домами, смахивающими на веселенькие детские садики. 

– Жилая застройка в своей основной массе не предполагает сложных объемно-пространственных решений. Просто в силу своей утилитарности и ограниченной стоимости строительства, – объясняет Юлия Солдатенкова, главный архитектор концерна «Крост», который одним из первых стал применять цветные решения. – При таком «дефиците формы» цвет начинает играть особую роль в создании архитектурного облика. Именно это обстоятельство подталкивает архитектора к активному использованию цвета в жилой застройке. 

Цвет на фасаде: одно неловкое движение – и ты безвкусный архитектор. Или почему архитекторы заскучали по 50 оттенкам серого

– Что делать! Сегодня внешний вид здания – это одно из конкурентных преимуществ. Теперь он играет роль и в массовом сегменте жилья, – делится своим мнением председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. – Так, ЖК «Новокрасково», например, строится по монолитной технологии с использованием отделки «мокрый фасад». В проекте применена яркая отделка входных групп (автор проекта – бюро «Остоженка»). Вкупе с большим разнообразием планировочных решений, наличием разных видов отделки, хорошим расположением, цветовое решение обеспечивает хорошие темпы продаж в этом ЖК.

В Москве пестрым «облачением» отличаются жилые комплексы компании ПИК («Грин парк», «Варшавское шоссе, 141»), ЖК «На Базовой», V-House, «Триколор» и многие другие. 

– Яркие фасады, безусловно, привлекают покупателя. Просто серую панельную коробку, пусть даже очень дешево, сейчас продать не удастся, – продолжает Ирина Доброхотова. Правда, как оговорилась наша собеседница, жилой дом должен обладать и другими достоинствами: оптимальной ценой, хорошей транспортной доступностью.

Цвет на фасаде: одно неловкое движение – и ты безвкусный архитектор. Или почему архитекторы заскучали по 50 оттенкам серого

Все хорошо в меру?

Активно использует цвет и ГK Urban group. Проекты петербургско-московского архитектора Максима Атаянца «Солнечная система», «Видный город», «Лайково», «Город набережных» и другие изобилуют цветными вставками, которые, как подметили наблюдательные ценители, и превращают классическую по форме архитектуру Максима Атаянца в актуально-современную. 

Справедливости ради заметим, что и компания «Крост», и Urban group пользуются цветом очень умело, не перегибая палку. А жилой комплекс «Арт» в Красногорске, оформленный итальянским художником-авангардистом Марио Арлати, вообще стал иконой стиля – примером того, как можно обычный дом превратить в произведение искусства.

Общая же масса домов, построенных в таком духе, увы, не выдерживает никакой критики. Является просто преступлением против вкуса.

Цвет на фасаде: одно неловкое движение – и ты безвкусный архитектор. Или почему архитекторы заскучали по 50 оттенкам серого

Чтобы город дышал, нужно соблюдать визуальные паузы

– Цвет в архитектуре – это очень рискованный прием, – считает и блогер Илья Варламов. – Он, конечно, может быть использован, но использовать его надо очень осторожно. Это как яркий макияж у женщины. Одно неловкое движение – и из коварной обольстительницы получается привокзальная шлюха. Но макияж – дело временное, его можно смыть. А вот с архитектурой так не получится. Одно неловкое движение – и все, на многие годы мы получаем безвкусицу.

Многие, по мнению Ильи Варламова, недооценивают значение архитектуры. Плохую музыку вы можете не слушать. От плохой живописи отгородиться. Плохие книги можно не читать. А вот от плохой архитектуры вы никуда не денетесь. Она надолго и основательно входит в вашу жизнь.

Существует заблуждение, что цвет скрывает недостатки архитектуры. На самом деле ничего подобного, уверен Илья Варламов. Почти всегда цвет их выявляет. Он начинает конкурировать с формой, привлекая к себе излишнее внимание. Плохую архитектуру цвет не спасает, а наоборот, заостряет внимание на просчетах. 

Представитель молодого поколения российских архитекторов, руководитель бюро WALL Рубен Аракелян считает, что яркие цветовые решения в историческом центре города абсолютно недопустимы: 

– Сегодня, на мой взгляд, нужно более сдержанно себя вести, ценить и уважать городскую среду. Беречь глаз человека и стараться соблюдать визуальные паузы. Чтобы город дышал, – размышляет молодой архитектор. – Может быть, было бы разумно разделить город на три зоны: центральную, периферийную и «примкадье». Город и так уже в центре довольно разнообразен в плане колористики. В периферийной же зоне, которая застроена в основном панельными спальными домами, наверняка есть пожелание общества, чтобы здания были более наглядными, яркими. Использование цветных фасадных систем, как мне кажется, здесь уместно. 

Яркий цвет помогает продать дороже? 

Посмотрим на цветной фасад с точки зрения «продаваемых» качеств. 

Насколько «художественный фасад» капитализирует проект? Происходит ли удорожание стоимости квартир в таком доме?

Как выяснилось, в жилье эконом- и комфорт-классов яркий облик здания может ускорить продажи, но не поможет продавать дороже.

– Лишь 5–15 % покупателей от общего числа в этих сегментах готовы переплачивать за интересный фасад, – подтверждает директор по стратегии развития ГК «А101» Леонард Блинов. – Хотя общеизвестно, что современные фасады, как часть архитектурной концепции, требуют больше затрат, чем стандартные решения прошлых лет. Фасадные работы в современном проекте комфорт-класса, по оценкам специалистов, на 20–25 % дороже, чем в объектах экономкласса.

– А вот в премиум-сегменте сложные фасадные решения все-таки влияют на конечные цены, – говорит Петр Кирилловский, директор департамента маркетинга компании «Баркли». – В Barkli Residence, например, на улице Орджоникидзе 1 кв. м стоит 570 000 руб., из которых 80 000 руб. – расходы на отделку.

Цвет на фасаде: одно неловкое движение – и ты безвкусный архитектор. Или почему архитекторы заскучали по 50 оттенкам серого

До недавнего времени в Москве действовали колористические паспорта 

Так что же? Согласиться с тем, что яркие цвета в архитектуре – это чаще плохо, чем хорошо? И вернуться к «50 оттенкам серого» советской поры? А о «помиловании» яркой цветовой палитры и речи быть не может? 

Пожалуй, торопиться с таким решением не стоит. 

– Да, палитра исторического города была построена на разбеленных, пастельных тонах. Но у нас есть и другая традиция – русский авангард 20-х годов прошлого века, который как раз использовал яркие, локальные цвета, – размышляет академик РААСН Александр Кудрявцев. – В конце концов, Парфенон тоже когда-то был пестреньким. Да-да, греки раскрашивали свои храмы! Просто до нас они дошли в выцветшем виде. Отсюда и заблуждение, что памятники греческой архитектуры были белоснежными. 

– На контрасте проект построить, безусловно, проще, чем на гармонизации цветов – последняя требует и большего искусства, и знаний в этой сфере, – продолжает академик. – Так, может быть, и девелоперам, и проектировщикам имеет смысл почаще обращаться к специалистам по цветоведению и колористике, чтобы получить от них квалифицированный совет? 

В Москве, например, еще совсем недавно существовали колористические паспорта – на все Бульварное кольцо, например. Они основывались на колористических предпочтениях горожан, исторических традициях и возможностях строительной индустрии.

Может быть, возродить традицию в такие паспорта заглядывать? Хотя бы время от времени. 

Елена Мацейко

Мнение:

Павел Брызгалов, директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер»:

«Яркие фасады были актуальны года три-четыре назад»

– Не совсем согласен с тем, что яркие фасады – тенденция последнего времени. Как раз наоборот, яркие фасады были актуальны года три-четыре назад, когда девелоперы, отдавая дань трендам, прорабатывали фасады домов в сочных, ярких красках. В нашем портфеле такие проекты тоже есть, – комментирует Павел Брызгалов. – Но в последние годы наблюдается уход от ярких, кричащих и неестественных оттенков в сторону более спокойных и нейтральных. В наших новых проектах мы как раз учли этот тренд, который задала мировая общественность, и сделали фасады домов в цветах, приближенных к естественным, природным краскам.


Сергей Ельников, ноября 27, 2017 9:18 am
Очень хорошо, что вопрос "В каких цветах надо делать фасад здания" вновь звучит.  Надеюсь, что эпоха стандартно-унылых цветов, равно  как и её противоположность - кричащего кича - всё же закончится, и новостройки в наших городах будут выглядеть красиво, но не вычурно.
Vadim Kaznovsky, ноября 27, 2017 12:18 pm
Грань здесь очень тонкая, почти неуловимая. Кому что нравится :)
Сергей Ельников, ноября 27, 2017 4:37 pm
Цитата
Vadim Kaznovsky написал:
Грань здесь очень тонкая, почти неуловимая. Кому что нравится
Главное, что это опять предметом обсуждения стало.
Шарыпов Андрей, ноября 28, 2017 3:24 pm
Цитата
Сергей Ельников написал:
Цитата
 Vadim Kaznovsky  написал:
Грань здесь очень тонкая, почти неуловимая. Кому что нравится
Главное, что это опять предметом обсуждения стало.
Проезжая мимо вновь возводимых кварталов очередного административно-спально-культурного "центра" своего города, улавливаю, что по косвенным признакам, можно со 100-%-ой точность определить титульную национальность мажоритариев того или иного застройшика.
Не думаю, что услышанное мнение архитекторов будет воплощаться в реализованных проектах. Как уже повелось, в наше безвременье, более услышат "отдел продаж" и инвесторов.