Наталья Зубаревич: «Любой вменяемый эксперт должен смотреть средне-малый конкурентный бизнес»


Наталья Зубаревич: «Любой вменяемый эксперт должен смотреть средне-малый конкурентный бизнес»

6-10 апреля в Италии состоялось крупнейшее отраслевое мероприятие – 13-й международный форум производителей светопрозрачных конструкций ( Форум STiS-2017). Форум собрал 227 участников – владельцев и топ-менеджеров оконных компаний и производителей комплектующих для окон и фасадного остекления из России, Украины и Белоруссии. Они обсудили актуальные проблемы отрасли, в числе которых – последствия затяжного экономического кризиса.  
Одним из ключевых спикеров форума стала Наталья Васильевна Зубаревич, выдающийся российский учёный-исследователь, экономико-географ, профессор МГУ, Директор региональной программы Независимого института социальной политики, эксперт Программы развития ООН.

Наталья Васильевна, чем Вас привлёк Форум STiS-2017?

– Любой вменяемый эксперт должен смотреть не только большие компании, госкорпорации, нефтепромышленность и металлургию, а должен смотреть средний, средне-малый конкурентный бизнес. Потому что именно по этой среде наиболее больно ударяет текущий кризис. Потому что эта среда работает на потребителя, у которого снижаются финансовые ресурсы, на потребителя, который затягивает пояса.

Знаете, по нефти и газу поясов особо никто не затягивает. И металлурги работают в основном на внешний рынок, где кризиса, на минуточку, нет. А средне-малый бизнес оказывается сейчас в самой жёсткой ситуации в рамках этого кризиса.

Причин [почему средне-малый бизнес должен быть интересен эксперту] несколько, первая – очевидная. За два года доходы населения, как потребителя, сократились почти на 10%. Это хорошо видно по ритейлу, который в 2015 году рухнул на 10%, а в 2016 году – ещё на 5%. Стало быть, платежеспособный спрос на продукцию всего средне-малого бизнеса сжался. Второе. Этот бизнес сегодня работает в реальной конкурентной среде. Это настоящая, жёсткая конкуренция, риски выбытия повышенные. И для этого бизнеса, и именно для него, чрезвычайна важна политика государства. Силовики, рейдерство, наезды, повышение не столько прямых, сколько косвенных налогов, повышение арендной платы и прочее-прочее… Вот тот бизнес, который представлен на Форуме STiS, он в фокусе этих рисков и изменений. Поэтому, если ты вменяемый эксперт, ты должен «проверить температуру больницы», прежде всего, по этой «палате», она самая важная для экономики.

Оконный бизнес достаточно трудоёмкий, в нём немало занятых. Этот бизнес никогда не был идеально белым, потому что идеально белым выжить нельзя. И вот я, как эксперт, наблюдаю здесь два сюжета. Первый – сохранился ли драйв в ухудшившихся условиях? А они сильно ухудшились, потому что малое предпринимательство в России за два прошедших года по количеству занятых уже сократилось на 2,5%. Это по людям. А, извините, малое предпринимательство в России – это, прежде всего, занятость, а не большие доходы – их не было, нет и вряд ли будет. И второй сюжет, помимо драйва: как люди пытаются адаптироваться к этим ухудшающимся условиям?

Можно сказать, я пришла сюда с «градусником», чтобы, во-первых, немножко рассказать, что я понимаю, а, во-вторых, послушать людей, как они понимают. И не просто понимают, а как они работу эту делают. И я считаю, что эта площадка была крайне плодотворна. Для цифирного эксперта это была возможность макнуться, извините, «мордой лица в жизнь», а для бизнеса, который занят этой непрерывной круговертью – немножко расширить кругозор и посмотреть, что в целом происходит. Если у тебя правильно отстроена голова, ты принимаешь более адекватные решения. И я смею надеяться, что наши здесь совместные «посиделки» были полезны для тех, кто в отрасли, и я абсолютно точно знаю, что они были сверхполезны для меня. Поэтому спасибо, что позвали. 

Общался: Константин Кухтов

Фото- и видео-материалы: Архив Форума STiS

Организатор Международного Форума STiS-2017 – Группа компаний STiS.

Генеральный спонсор – холдинг SP Glass. Спонсоры – Pilkington, Schuco, RGC, САЗИ, IVAPER, ТБМ, Brusbox, Meesenburg, Aditim, Profildecor.

Генеральный стратегический партнер – РОСНАНО. Стратегические партнеры –  Pioneer, Концерн КРОСТ, Лидер Инвест, ГК Регионы, ПИК, ГАЛС, TEKTA Group, WinAwards Russia.

Генеральный информационный партнер – «Бизнес Журнал». Информационные партнеры – Журнал «Стратегия», телеканал ПРО-Бизнес, Журнал «Главная тема», Финансовая газета, Промышленная газета, Оконный портал tybet.ru, бизнес-портал BIG RUSSIA, портал Строительство.ru, портал MICE, портал All Events, портал Expomap.