18 August 2018


Оконные системы Reachmont. Высококачественный ПВХ профиль - более 15 лет успешной работы!

Информационные технологии, как ограничение

Информационные технологии, как ограничение

Во-первых - здравствуйте, рады вас всех снова видеть читать.

Мы не писали на tybet.ru больше двух лет и, конечно, соскучились. И нам есть, о чем рассказать.

За два года мы полностью пересмотрели подходы к автоматизации оконного бизнеса. Мы не просто создали новые продукты - мы создали новые платформы. Платформы не только для оконного, но и для любого другого бизнеса, который не хочет, чтобы его ограничивали информационные технологии.

Но именно оконный бизнес послужил точкой отсчета - его проблемы и реалии, сложности и особенности - заставили нас создать платформу для построения бизнес-приложений, априори доступных через интернет. Когда-нибудь, кто-нибудь, кроме нас, обязательно поймет: если хочешь научиться автоматизировать бизнес, начни с оконного.

Обо всем обязательно расскажем - информации много, успехов много, и неудач полно. Сегодня - про ограничения.

Мы работали над автоматизацией предприятий разных отраслей - производство, торговля, услуги, разработка и т.д. Но нигде не встречали такой сильной ограниченности информационными технологиями.

Вы, вероятно, со мной не согласитесь - скажете, что никаких ограничений у вас нет. Особенно, в виде информационных технологий.

Но давайте посмотрим в сравнении с предприятиями других отраслей.

Итак, ограничение номер один - программа рисования конструкций, или попросту рисовалка.
Мало в каком бизнесе, при приеме заказов от клиентов, нужно выполнять так много действий, как у вас. Даже типовую, шаблонную конструкцию нужно нарисовать, пусть это и занимает не много времени.

В других бизнесах клиенты либо выбирают позиции из прайса, либо не образуют такого, по сути, близкого к розничному потока.

Почему рисовалка - это ограничение? Потому что:
  • лицензии стоят дорого, и вы не можете масштабироваться в любой момент;
  • развитие рисовалок идет значительно медленнее, чем того требует рынок (сравните с другими видами программного обеспечения);
  • рисовалка не входит в единое информационное пространство, это отдельная программа;
  • плохо интегрируется с другими системами - учетной, планированием, сайтом, интернет-магазином, CRM;
  • плохо настраивается, т.к. это не программа уровня CAD, с широким спектром параметров и алгоритмами.
Второе ограничение - внутренняя система учета, планирования и оптимизации.

Если с учетом современные программы более или менее справляются, то с планированием, а тем более оптимизацией - из рук вон плохо. Даже элементарный расчет дефицитов по формуле, сложнее чем "1+1", становится проблемой. Например, если нужно учитывать аналоги, сроки поставок, неснижаемые запасы и мерные материалы, вроде бруса.
Оптимизация того же раскроя, так необходимая производству оконных конструкций, в остальных отраслях мало востребована, оттого и не поддержана в популярных решениях.

В результате получается постоянная дилемма - ограничивать себя или тратить огромные деньги на разработку собственных систем. Но даже деньги не спасают - специалистов толковых не найти, это сопутствующее ограничение.

Вот и приходится нести потери, как минимум - времени, на выполнение узких мест бизнес-процесса подготовки производства - ее ведь приходится делать либо вручную, либо в экселе.

Потери идут и на границах систем разных предприятий. Вы делаете окна, кто-то делает для вас подоконники. Вы формируете для них заявку, они ее вводят в свою систему, делают расчеты, формируют для вас счет, потом отгружают и опять формируют для вас бумажки, которые вам надо вводить в свою систему.

Та же история даже с заказом материалов, которые отгружаются со склада, из списка поставщика.

Если посчитать одну такую транзакцию, то потери небольшие - единицы или десятки минут. Но вы знаете, сколько изделий делаете в день, сколько у вас поставщиков материалов и конструкций, и умножить можете сами.

А что в этом такого? Ну, во-первых, вам приходится держать людей, которых не может заменить программа - тех самых, которые формируют бумажки, и вводят в программу полученные от партнеров, выполняют расчеты, заполняют таблицы и отчеты. Вы платите им зарплату и налоги.

Во-вторых, и это важнее - пока идет переписка и пересылка бумажек, процесс исполнения заявки стоит на месте - он ждет. Как минимум - подтверждения от кого-нибудь - поставщика, ОМТС, ПТО и т.д. Пока процесс стоит, деньги не зарабатываются.

Развития информационных систем учета, планирования и оптимизации тоже почти не происходит. И дальше ситуация будет только ухудшаться - такова политика вендоров программного обеспечения.

Каждое новое поколение решений становится, во-первых, более универсальным, т.е. подходящим большинству. Увы, но наш опыт говорит - если решение сильнее подходит большинству, то оно меньше подходит оконному бизнесу.

Во-вторых, каждое новое решение становится все более сложным для доработки на месте - кастомизации, под нужды предприятия.

Поэтому перспективы не очень радужные - система учета, планирования и оптимизации в дальнейшем будет ограничивать оконный бизнес все сильнее.

Не менее важным ограничением является сложность подключения дилеров к своим информационным системам.
Дилеру нужно дать и рисовалку, и часть своей учетной системы, чтобы он видел свои заказы и, хотя бы, взаиморасчеты.

И все это должно работать через интернет - дилер ведь не сидит в вашем офисе. И технического специалиста у него обычно нет, поэтому нагрузка на производителя возрастает - нужно обслуживать еще и информационную инфраструктуру дилера.

Проблема с подключением дилеров - прямое ограничение горизонтального развития, вширь.

Ну и напоследок общее ограничение, которое является следствием всего выше перечисленного - техническая интеграция.

Рисовалка не дружит с учетной системой, та не дружит с модулем оптимизации, все вместе они не дружат с информационными системами партнеров, и ни одна из них не любит сайт с интернет-магазином.

Можно потратить месяцы и сотни тысяч рублей на выполнение проекта по интеграции, жизненный цикл которого составит в лучшем случае несколько месяцев. Интеграция перестанет решать задачи бизнеса в тот же день, когда произойдут любые более-менее серьезные изменения - в одной из интегрируемых систем, в бизнес-процессах, в сети дилеров или партнеров. И проект по интеграции можно начинать заново.

Построенная интегрированная, но лоскутная система - это слепок, снимок ИТ-инфраструктуры предприятия на определенный момент. Снимок делается в надежде, что оригинал - бизнес-система - не изменится. Но как может не меняться бизнес-система в наше время?

А так и может - вынуждено, потому что создано ограничение - интеграция. Руководитель предприятия, или производства, или дилерской сети уже не может быстро, просто, хотя бы в рамках эксперимента изменить бизнес, потому что отдел информационных технологий не даст - скажет, что нужен проект по реинтеграции, и он займет несколько недель, в лучшем случае.

В итоге то, что должно помогать развитию бизнеса, начинает мешает, сковывать, ограничивать развитие, сужать пространство для маневра изменений, без которых в современной турбулентной среде построить эффективный и долговечный бизнес крайне сложно. Особенно, если вспомнить, что информационные технологии - не единственное ограничение оконного бизнеса.

Ну все, хватит о грустном. Тем более, что выход есть, и не один. Обо всем расскажем.

Всем удачного дня!